Жители Израиля счастливы. С какой радости? Что это – позитивный симптом? Или диагноз?
Мир становится огромным «беличьим колесом», в котором все мы вынуждены вприпрыжку скакать на месте – просто для того, чтобы выживать в погоне за материальными «ценностями», без всяких надежд на лучшее будущее.
Закат на пике могущества
Нам выпала особая эпоха: впервые за всю историю западной цивилизации пессимизм возобладал в массах. Как показал прошлогодний опрос Pew Research Center, 62% американцев считают, что следующее поколение будет жить хуже, чем они, а противоположного мнения придерживаются только 33% респондентов. В Европе ситуация еще мрачнее: лучшее будущее своим детям прочат лишь 28% немцев, 17% англичан, 14% итальянцев, и 9% французов.
В чем причина? Неужели мировой кризис мог так сильно повлиять на умонастроения? Казалось бы, бывали проблемы и похлеще, случались и более суровые потрясения – например, кошмарные войны прошлого века. Однако, как правило, чем труднее оказывались беды и испытания, тем сильнее людям верилось в лучшее. И вдруг съежились надежды, погас свет, что всегда манил вперед, и словно тучи сгустились в душах. Люди, уровню жизни которых завидует бóльшая часть населения планеты, разуверились в завтрашнем дне.
Разумеется, на этом фоне интересно, как обстоят дела с верой в будущее у нас, в Израиле.
Кисельные берега
Сказать, что мы страна контрастов, – значит ничего не сказать. А сказать что мы счастливы и оптимистичны – значит… сказать чистую правду. Искренне посетовав на свои проблемы, мы берем в руки опросники и рисуем статистическую картину, от которой просто слюнки текут. После чего так же искренне удивляемся тому, что оказались на одиннадцатой строчке рейтинга счастья по версии ООН.
Скажете, случайность? Ничего подобного. Вот уже несколько лет мы славимся высоким уровнем удовлетворенности жизнью, а в индексе страданий, наоборот, уверенно держимся дна.
Опубликованные недавно результаты исследования Центрального статистического бюро за 2012 год буквально ошеломили страну, которая сама же в них отчиталась. В целом, 56% израильтян старше 20 лет довольны своим экономическим благосостоянием. Причем с возрастом удовлетворенность увеличивается, достигая 62 процентов к 65 годам.
Разумеется, чем больше зарплата, тем больше счастья. Среди богатых 87% «очень счастливы», тогда как при зарплате порядка 7500 шек доля счастливых составляет 51%. И тем не менее, среди людей, зарабатывающих 3000 шек в месяц, целых 40 процентов (!) заявили, что в экономическом смысле они счастливы.
Но это еще цветочки. 86% израильтян довольны жизнью, из них 33% – «очень довольны». 88% работающего населения довольны своей работой, а 77% работали бы и по достижении пенсионного возраста.
И наконец, что касается оптимизма: 40% ожидают улучшений в своем экономическом положении, 33% не верят в них, а 17% опасаются, что ситуация ухудшится.
Любопытно почитать в интернете комментарии к этим данным – как на русском, так и на иврите. Однако слово респондента – не воробей. Статистически выражаясь, вы, дорогой израильский читатель, скорее всего вполне довольны своей жизнью и своей работой, даже несмотря на то что имеете меньше выходных и отпускных дней по сравнению с гражданами других стран Западного мира. Ощущение счастья, наверняка, знакомо вам не понаслышке, а семья и дети для вас – истинная отрада. Неслучайно же 40% еврейского населения Израиля предпочли бы завести троих детей в семье, 25% амбициозно замахиваются на четверых, 12% ограничивают свои амбиции двумя, и только один процент скромно довольствуется одним ребенком.
Да, в этой «бочке меда» есть немало «ложек дегтя». Например, каждый третий из нас принимал за последний год те или иные лекарства от депрессии. Но таков, очевидно, побочный эффект безоблачных будней.
Вот что сказал по этому поводу проф. Йорам Йовель, глава Института исследований мозга и чувств при Хайфском университете, в интервью журналистам «Едиот ахронот», которые никак не могли смириться со своим зашкаливающим счастьем:
– Вас удивляет, что мы счастливы?
– Вовсе нет. Израиль вот уже годы является одной из счастливейших стран мира.
– Почему мы так счастливы?
– По двум причинам: потому, что наша жизнь здесь наполнена смыслом, и потому, что мы вместе. У нас есть сильное ощущение семьи и общины.
– Но жизнь здесь непроста. Мы что, действительно счастливы?
– Счастье – это субъективное переживание. Оно не противоречит тому, что мы также подвержены тревогам и озабоченности.
– Скандинавы находятся во главе рейтинга. Влияние денег?
– Действительно, богатые страны занимают верхние строчки, но обратите внимание: бедная Мексика опередила богатые США. Мы впереди Новой Зеландии и Британии. Секрет кроется в качестве жизни, а не в деньгах.
– Но в конце списка располагаются только бедные страны.
– Когда твой ребенок болен и ты не можешь отвести его к врачу, ты не счастлив. Вся любовь, всё социальное сплочение бессильны, когда ты не можешь получить базисных условий для жизни.
Итак, счастье балует нас потому, что наша жизнь осмысленна, и потому, что страна еще не утратила ощущения единства. Само собой, можно и поспорить с профессором, но тогда мы рискуем остаться вообще без всякого объяснения, кроме прозаичного и неинтересного, согласно которому, мировой кризис просто до сих пор не затронул нас по-настоящему…
А теперь давайте завершим экскурсию в отдельно взятую страну статистического счастья и попробуем ответить на вопрос, которого не было в опросниках: кто из нас не чувствовал себя белкой в колесе? Работа, зарплата, квартира, машина, ежегодный отпуск, гаджеты… Да, нам поставлены «цели» и даны средства их достижения. Но разве это не бег на месте?
Всё нижеследующее – для тех, кто задумался.
Системный сбой
Человек с рождения вовлекается в систему, которая прямо и косвенно, менторски и игриво диктует ему, что думать, чего хотеть, о чем мечтать. В целом, все мы хотим стандартных вещей из предложенного набора и добиваемся их в меру сил и способностей. С годами набор меняется, с веками – очень сильно меняется, но суть происходящего неизменна. Наша свобода – это чисто психологическое явление, множественный выбор из заданных вариантов.
В этой системе можно хорошо устроиться, в этой системе можно быть счастливым, но сегодня она дает сбой. Системный сбой, к которому стоит присмотреться – на тот случай, если он постигнет и нас.
Разумеется, можно и дальше пичкать «золотой миллиард» посулами технократичной эпохи либерализма, замешанного на интересах международных корпораций. Какое-то время эти стимулы еще будут работать. И все же многочисленные факты из самых разных сфер – психологической, экономической, экологической, идеологической и др. – неумолимые свидетельствуют о том, что мы живем на исходе, а точнее на издыхании потребительского витка эволюции.
Что дал нам этот виток? На первый взгляд, немало. Особенно если сравнивать себя с теми, кто жил в его начале. Только вот загвоздка: они рассчитывали на лучшее будущее и часто даже боролись за него – а в наши дни люди уже не питают особых надежд и на борьбу выходят, чтобы отстоять имеющееся, либо потребовать насущно необходимого – в большинстве случаев безрезультатно.